Репортаж с фабрики Ortofon
Технологии, материалы и немного истории (часть 1),
статья
Журнал "Stereo & Video"
Датская компания Ortofon — один из самых известных и именитых производителей головок звукоснимателя. Компания с многолетней историей и огромным количеством достижений, признанных аудиофилами и меломанами многих стран. Увидеть, как изготавливают головки Ortofon и побывать на производстве — большая удача, гостей здесь принимают редко. Мне представилась возможность не только увидеть все своими глазами, но и побеседовать с генеральным директором Кристеном Нильсеном (Christen H. Nielsen) и Кимом Петерсеном (Kim Petersen) — инженером, проработавшим в компании более 27 лет.
Ortofon основали Аксель Петерсен (Axel Petersen) и Арнольд Паульсон (Arnold Poulsen) в 1918 году правда называлась она тогда Electrical Phono Film Company и к воспроизведению пластинок (винила в нынешнем виде в те годы еще не было, только шеллак) никакого отношения не имела. Занималась фирма техникой для озвучивания кинофильмов — по тем временам это была сложная задача, которую и взялись решить молодые инженеры. Нужно было сопроводить киноизображение точным синхронным звуком приемлемого качества. Они разработали двухпленочную технологию: на одной пленке — изображение, а на другой — звук, записанный оптическим способом. И все это дополняла система синхронного проигрывания обеих лент. Предприятие оказалось успешным и внесло свой вклад в развитие звукового кино. За время работы в этой области компания создала множество разных устройств как для записи, так и для воспроизведения звука и изображения.
В 1948 году инженер Холгер Кристиан Аренштейн (Holger Christian Arenstein) разработал первую в мире головку звукоснимателя с подвижной катушкой (MC-типа). Сегодня именно этот тип головок считается самым технически совершенным, и в те времена, даже будучи монофоническими, они давали качественный результат. Что примечательно, режущую головку компания выпустила в послевоенные годы и весьма успешно. Однако головок звукоснимателя, способных отрабатывать тот же частотный диапазон, на тот момент не существовало.
Привычное нам название Ortofon появилось в 1951 году: компанию переименовали в Ortofon A/S, а каталог выпускаемой техники пополнили режущие головки для изготовления пластинок и головки звукоснимателя.
В 1959 году компания выпустила свою первую стереофоническую головку в линейке SPU («stereo pick-up»), ставшую впоследствии культовой. Разрабатывал головки инженер Роберт Гудмандсен (Robert Gudmandsen, также известен как Mr. SPU), к тому времени проработавший в компании 18 лет. Он заложил важные принципы: низкий импеданс и навивка катушек минимальным количеством витков, применение повышающих трансформаторов для низкоомных головок. Этих принципов инженеры компании придерживаются и сегодня, как в линейке SPU, так и в других моделях Ortofon.
Дальнейшая история насчитывает сотни разных моделей, новые технологии и целые направления, но и прошлые наработки не забыты: линейка SPU, головки для монопластинок и 78-оборотных дисков до сих пор присутствуют в каталоге компании. Мне кажется важным, что компания Ortofon не потеряла свое прошлое и не отказалась от преемственности.
В аудиоиндустрии есть масса примеров, когда какие-то направления деятельности становятся самостоятельными, занимая совсем не аудионишу: электроника для оборонной промышленности, обработка материалов и т.п. Такой пример можно найти и у Ortofon. Компания Ortofon Microtech занимается микромеханикой (что логично для производителя миниатюрных и сложных головок), изготовлением технических полимеров различного свойства (здесь пригодился опыт производства демпферов и эластичных деталей), катушек, в том числе миниатюрных, и литьем деталей из полимеров. Последнее только на первый взгляд кажется простым: изготовить с высокой точностью деталь сложной формы и размером со спичечную головку — задача не из легких. Наконец, еще одно направление — излучатели, использующие принцип костной проводимости. Востребованы они прежде всего в медицине, в специализированных гарнитурах связи, но могут использоваться, например, и в системах дополнительной реальности.
Разработка головок звукоснимателя — сложный многоступенчатый процесс, требующий внимания ко многим мелочам одновременно. Основные типы конструкций и материалы давно известны, однако вариативность их сочетаний настолько велика, что число допустимых комбинаций стремится к бесконечности. Соответственно, звук и характеристики головок каждый раз получаются разными.По мнению инженеров компании Ortofon, в конструкциях головок сейчас логичнее всего использовать опыт, накопленный при создании моделей MC A95, Anna, SPU A95. А вот с материалами компания экспериментирует.
В качестве примера отношения разработчиков к материалам рассмотрим использование дерева. Многие производители активно применяют дерево при изготовлении корпусов головок звукоснимателей, но у Ortofon дерево используется ограниченно. В каталоге есть деревянный шелл, давно выпускающийся и хорошо себя зарекомендовавший. Кроме этого, деревосодержащий композит используется при изготовлении корпусов линейки SPU, и больше дерево нигде не применяется. Но если при разработке новой модели разработчики вдруг решат, что лучшим материалом для ее части будет дерево — они его и поставят.
Подобного подхода компания придерживается и при выборе элементов конструкции головки. Догм нет, зато есть приоритеты: качество звука, надежность, удобство использования и срок службы. Последний компания заявляет как «не менее 1000, но не более 2000 часов». Понятно, что владельцы разные, и если один слушает пластинки ежедневно, то другой — раз в месяц. Поэтому и то, как поведут себя конструкция и материалы не только под нагрузкой, но и в течение времени, тоже учитывается. Впрочем, головки Ortofon известны своей живучестью — винтажной техники этой фирмы на рынке много, и она пользуется спросом.
Модельный ряд Ortofon можно условно разделить на два направления: головки звукоснимателя для диджеев и головки для обычного проигрывания пластинок. Диджейские картриджи (12 моделей, не считая модификаций) в компании считают важным направлением, что не удивительно: Ortofon — один из лидеров этого рынка.
Hi-Fi-направление представлено не только головками: есть еще сменные иглы для MM-головок, тонармы, повышающие трансформаторы, кабели и аксессуары. Головок в каталоге — 37 моделей. В большинстве своем MM и MC типы представлены не единичными моделями, а линейками. Обычно в линейках по 5 головок, четко различающихся по параметрам или отдельным деталям конструкции. Цены на головки внутри семейств также могут значительно разниться.
Большой каталог головок — это логично, ведь для разных систем и даже под разные типы пластинок желательно использовать разные головки, одним картриджем на все случаи жизни не обойтись. В ассортименте Ortofon есть, как было сказано выше, и MM-, и MC-головки,— дешевые и дорогие, для современных стереопластинок, для раннего стерео и даже для монозаписей или шеллака. Инженеры стараются обращать внимание на все тонкости, включая то, какие пластинки издаются сейчас. А нюансов здесь хватает, начиная от жанров и стилей, которых раньше и не было, и заканчивая тем, что индустрия производства дисков испытывает трудности по причине износа оборудования и недостатка специалистов, что сказывается на качестве изданий.
И напоследок небольшое видео о заводе Ortofon, которое компания сняла в честь своего 95-летнего юбилея в прошлом году (перевод российского дистрибьютора, компании «Overton»):
История, теория и технологии — это только предыстория, а непосредственно о производстве головок звукоснимателя я расскажу во второй части репортажа, которая выйдет через неделю.
Производство, от деталей до упаковки и сопутствующая философия (часть 2),
статья.
Журнал "Stereo & Video"
Во второй части репортажа из Дании с фабрики Ortofon рассказ пойдет о специфике производства. Здесь важно понимать: Ortofon — это не сборочная фирма, что нередко видишь на других заводах. Процент того, что компания делает самостоятельно, очень существенен. Поэтому советую вам не только читать, но и тщательно рассматривать фотографии — на них можно многое увидеть.
Основной офис и производство находятся в городке Наксков (Nakskov) на юге Дании. Весь штат сотрудников — чуть меньше ста человек. Именно здесь разрабатывают и производят головки звукоснимателей. А тонармы и кабели делают в Японии. Конечно, в составе головки много разных деталей, и часть из них — алмазные иглы (по собственным спецификациям), детали для корпусов и выходные разъемы — делают внешние компании. Это обычная практика, так как для полного цикла нужно задействовать слишком много технологических цепочек. Алмазные иглы и вовсе делают единичные производители и снабжают ими производителей головок по всему миру.
Однако самое важное — иглодержатели с иглой, катушки, установка магнитов и сборка — все это делают на заводе Ortofon. Демпферы и подобные им детали изготавливаются самостоятельно из материалов собственной разработки. Катушки тоже наматывают на заводе, формируют иглодержатели, устанавливают на них иглы. Дальше происходит сборка, проверка и упаковка.
Так как моделей в каталоге много, их производство построено по очереди в зависимости от того, что и в каких количествах требует рынок. Понятно, что невозможно делать 37 моделей сразу. Ortofon поставляет продукцию более чем в 60 стран и старается, чтобы никаких перебоев в поставках не было. Производственные цепочки построены таким образом, что для изготовления любой модели из каталога требуется пять рабочих дней. Все необходимое всегда должно быть в наличии — от комплектующих до упаковки. Пять дней даже на старшую серию MC-головок. MM-головки делаются еще быстрее — около трех дней.
В компании пристально следят за колебаниями глобального рынка, анализируют не только заказы и продажи, но и динамику реализации винила — доступную статистику по виниловому рынку в разных странах. Увы, не везде есть такая статистика: например, о России мы не знаем практически ничего. Тогда собираются косвенные показатели — хотя бы данные Discogs по вторичным продажам. Понятно, что это не так актуально, как заказы от дистрибьюторов, однако помогает строить долгосрочные прогнозы.
Производство головок требует необычных станков и механизмов, которые не купить и даже на заказ не так-то просто сделать. Поэтому доля оборудования на фабрике Ortofon — собственной разработки и частично собственного же изготовления. Механика требуется точная, а задачи — нестандартные. Для поддержания всего в должном порядке здесь работает не только штат технических специалистов, но есть даже отдельный цех с обычными станками, на которых производят детали для нестандартных станков. Вся эта техника доступна также и разработчикам, которые используют ее по необходимости, — от простых станков с ручным управлением до 3D-принтера.
Мне показалось любопытным то, как построено тестирование головок в процессе разработки. На производстве есть все необходимое для проектирования, измерений и расчетов. А вот привычной тестовой системы для прослушивания нет. Проигрыватели, понятное дело, на фабрике встречаются, однако используют их не для прослушиваний, а для технического тестирования. Казалось бы, как же так?Ответ простой: образцы разбирают по домам сами инженеры, после их одобрения прототипы раздают для прослушивания более широкому кругу технических специалистов и некоторым дилерам. Так что без внимательнейших прослушиваний, конечно, не обходится, но на начальном этапе разработчики отталкиваются от свойств материалов, математического моделирования и собственного опыта. А потом уже дело доходит до корректировок по итогам прослушиваний.
Новинки компания Ortofon выпускает относительно редко, впрочем, модельный ряд покрывает большинство запросов. Из последних продуктов в первую очередь советую обратить внимание на головку Ortofon Quintet Black S, сменившую модель Quintet Black. Индекс «S» в данном случае указывает на интересную особенность конструкции — иглодержатель головки изготовлен не из бора, а из сапфира. Это прекрасный материал, но производить такие держатели сложно и дорого. Сама по себе технология изготовления сапфировых, рубиновых или алмазных иглодержателей известна давно, и Ortofon уже применял ее ранее. Но в настоящее время такой иглодержатель большая редкость — они используются всего в нескольких моделях старшего ценового диапазона у нескольких производителей. Тем удивительней, что головка Quintet Black S стоит около 1000 Евро, что существенно дешевле аналогов.
Не менее интересна линейка Ortofon SPU #1 из двух головок с индексами E и S, обозначающими эллиптическую или сферическую заточку иглы соответственно. Это классические головки линейки SPU — низковыходные и низкоподатливые, MC-типа, собранные в шеллах из древесно-смоляного композита. Это самые доступные модели в серии, и тем не менее они обладают всеми признаками этой необычной и культовой линейки.
В 2018 году компания готовится отметить свое 100-летие и обещает выпустить нечто экстраординарное.
Отдельная история — взаимодействие датской и японской компаний, ведь в стране восходящего солнца зарегистрирована именно отдельная фирма Ortofon Japan Co., Ltd. Разделение выглядит следующим образом: головки всех линеек разрабатывают и производят в Дании, а в Японии делают повышающие трансформаторы, кабели и тонармы. И в этом разделении нет ничего удивительного. Японские производители сегодня лидируют в сегменте кабелей и проводников высокого качества, многие компании по всему миру заказывают у них конечную продукцию или исходные материалы. Свои тонармы, и это не секрет, Ortofon разрабатывает при участии Jelco — одного из старейших производителей тонармов. Отмечу, что Jelco производит собственные, хорошо известные аудиофилам, тонармы, однако для Ortofon они выпускают модели, отличающиеся и по конструкции, и по идеологии. Ни о какой перемаркировке речи не идет.
В каталоге японской компании, помимо датских головок, проводов и аксессуаров, представленных во всем мире, есть еще фонокорректоры, усилители и другая техника, которая поставляется не во все страны или вовсе продается только на внутреннем рынке. Так происходит потому, что компоненты производятся в очень небольших количествах, а требования к конструкции и сертификации в странах различаются, и дело не только в разном вольтаже. C точки зрения бизнеса все тоже непросто: у японской и датской компаний могут быть разные локальные дистрибюьторы.
Если говорить о философии разработки, то есть о систематическом подходе компании к тому, что она считает важным и второстепенным в продукте, Ortofon следует отнести к практикам. Инженеры предпочитают не рассматривать эзотерические концепции, а опираются на теории, обоснованные физикой и математикой. Это подтверждается и уже имеющимися продуктами, и тем, что компания придумывает сейчас. Разработчики хотят быть уверены в том, что и сегодня они делают что-то очень хорошее и качественное, но помнят — всегда есть возможность сделать лучше, придумать нечто новое и оригинальное.Напоследок небольшое видео (англоязычное) об истории компании:
Подготовлено по материалам журнала "Stereo & Video",
декабрь 2016 г.
Комментариев пока нет