Назад
 
 
 
Поиск
Цена (р.):
Выберите категорию:
Бренд:
Результатов на странице:
Каталог
 
 
 
Войти
0
0 Сравнение 0 Корзина
Главная Статьи и тесты Репортаж с фабрики Ortofon

Репортаж с фабрики Ortofon

← Предыдущая Следующая →
0
238
Репортаж с фабрики Ortofon

Технологии, материалы и немного истории (часть 1),
статья 
Журнал "Stereo & Video"

Датская компания Ortofon — один из самых известных и именитых производителей головок звукоснимателя. Компания с многолетней историей и огромным количеством достижений, признанных аудиофилами и меломанами многих стран. Увидеть, как изготавливают головки Ortofon и побывать на производстве — большая удача, гостей здесь принимают редко. Мне представилась возможность не только увидеть все своими глазами, но и побеседовать с генеральным директором Кристеном Нильсеном (Christen H. Nielsen) и Кимом Петерсеном (Kim Petersen) — инженером, проработавшим в компании более 27 лет.

Ortofon основали Аксель Петерсен (Axel Petersen) и Арнольд Паульсон (Arnold Poulsen) в 1918 году правда называлась она тогда Electrical Phono Film Company и к воспроизведению пластинок (винила в нынешнем виде в те годы еще не было, только шеллак) никакого отношения не имела. Занималась фирма техникой для озвучивания кинофильмов — по тем временам это была сложная задача, которую и взялись решить молодые инженеры. Нужно было сопроводить киноизображение точным синхронным звуком приемлемого качества. Они разработали двухпленочную технологию: на одной пленке — изображение, а на другой — звук, записанный оптическим способом. И все это дополняла система синхронного проигрывания обеих лент. Предприятие оказалось успешным и внесло свой вклад в развитие звукового кино. За время работы в этой области компания создала множество разных устройств как для записи, так и для воспроизведения звука и изображения.

Основатели Ortofon Аксель Петерсен и Арнольд Паульсон

В 1948 году инженер Холгер Кристиан Аренштейн (Holger Christian Arenstein) разработал первую в мире головку звукоснимателя с подвижной катушкой (MC-типа). Сегодня именно этот тип головок считается самым технически совершенным, и в те времена, даже будучи монофоническими, они давали качественный результат. Что примечательно, режущую головку компания выпустила в послевоенные годы и весьма успешно. Однако головок звукоснимателя, способных отрабатывать тот же частотный диапазон, на тот момент не существовало.

Привычное нам название Ortofon появилось в 1951 году: компанию переименовали в Ortofon A/S, а каталог выпускаемой техники пополнили режущие головки для изготовления пластинок и головки звукоснимателя.

В 1959 году компания выпустила свою первую стереофоническую головку в линейке SPU («stereo pick-up»), ставшую впоследствии культовой. Разрабатывал головки инженер Роберт Гудмандсен (Robert Gudmandsen, также известен как Mr. SPU), к тому времени проработавший в компании 18 лет. Он заложил важные принципы: низкий импеданс и навивка катушек минимальным количеством витков, применение повышающих трансформаторов для низкоомных головок. Этих принципов инженеры компании придерживаются и сегодня, как в линейке SPU, так и в других моделях Ortofon.

Дальнейшая история насчитывает сотни разных моделей, новые технологии и целые направления, но и прошлые наработки не забыты: линейка SPU, головки для монопластинок и 78-оборотных дисков до сих пор присутствуют в каталоге компании. Мне кажется важным, что компания Ortofon не потеряла свое прошлое и не отказалась от преемственности.

Здание, которое сейчас занимают Ortofon и Ortofon Microtech

В аудиоиндустрии есть масса примеров, когда какие-то направления деятельности становятся самостоятельными, занимая совсем не аудионишу: электроника для оборонной промышленности, обработка материалов и т.п. Такой пример можно найти и у Ortofon. Компания Ortofon Microtech занимается микромеханикой (что логично для производителя миниатюрных и сложных головок), изготовлением технических полимеров различного свойства (здесь пригодился опыт производства демпферов и эластичных деталей), катушек, в том числе миниатюрных, и литьем деталей из полимеров. Последнее только на первый взгляд кажется простым: изготовить с высокой точностью деталь сложной формы и размером со спичечную головку — задача не из легких. Наконец, еще одно направление — излучатели, использующие принцип костной проводимости. Востребованы они прежде всего в медицине, в специализированных гарнитурах связи, но могут использоваться, например, и в системах дополнительной реальности.

Экскурсию по производству проводит генеральный директор Ortofon Кристен Нильсен (Christen H. Nielsen). Слева — Михаил Новиков, директор по маркетингу компании Overton Distribution, представляющей продукцию Ortofon в России

Смеси-заготовки, из которых производятся самые разные полимеры, использующиеся в производстве. Как можно понять, рецептура полимеров у Ortofon своей собственной разработки, и этим направлением в компании явно гордятся

На валках этого станка происходит смешивание компонентов будущих полимеров

Термопрессы используются на следующем этапе производства

Еще термопрессы: разные материалы требуют разных технологий обработки, а значит, одним прессом не обойтись. Плюс к этому - производство достаточно масштабное, одновременно обрабатываются разные материалы и изготавливаются различные детали

Контроль качества произведенных деталей. При кажущейся простоте требования к точности изготовления очень высокие

Вариант готовой продукции. Эти детали в будущем станут элементами более сложных конструкций, но в данном случае (на фото) это будет не головка, а другая техника

Полимерные детали еще меньшего размера. И вот они уже предназначены для головок

Новое оборудование для расширения производства

Разработка головок звукоснимателя — сложный многоступенчатый процесс, требующий внимания ко многим мелочам одновременно. Основные типы конструкций и материалы давно известны, однако вариативность их сочетаний настолько велика, что число допустимых комбинаций стремится к бесконечности. Соответственно, звук и характеристики головок каждый раз получаются разными.По мнению инженеров компании Ortofon, в конструкциях головок сейчас логичнее всего использовать опыт, накопленный при создании моделей MC A95, Anna, SPU A95. А вот с материалами компания экспериментирует.

Головка звукоснимателя Ortofon MC A95 — одна из самых продвинутых и дорогих в современном модельном ряду Ortofon. Индекс в названии указывает на то, что модель выпущена к 95-летию компании. В конструкции реализован не только многолетний опыт инженеров, но и используются как раз те самые полимеры собственной разработки и производства

В качестве примера отношения разработчиков к материалам рассмотрим использование дерева. Многие производители активно применяют дерево при изготовлении корпусов головок звукоснимателей, но у Ortofon дерево используется ограниченно. В каталоге есть деревянный шелл, давно выпускающийся и хорошо себя зарекомендовавший. Кроме этого, деревосодержащий композит используется при изготовлении корпусов линейки SPU, и больше дерево нигде не применяется. Но если при разработке новой модели разработчики вдруг решат, что лучшим материалом для ее части будет дерево — они его и поставят.

Подобного подхода компания придерживается и при выборе элементов конструкции головки. Догм нет, зато есть приоритеты: качество звука, надежность, удобство использования и срок службы. Последний компания заявляет как «не менее 1000, но не более 2000 часов». Понятно, что владельцы разные, и если один слушает пластинки ежедневно, то другой — раз в месяц. Поэтому и то, как поведут себя конструкция и материалы не только под нагрузкой, но и в течение времени, тоже учитывается. Впрочем, головки Ortofon известны своей живучестью — винтажной техники этой фирмы на рынке много, и она пользуется спросом.

Еще одна технологическая линия, тоже предназначенная для производства полимерных деталей. Здесь используется метод микроинъекций

Сложный станок с ЧПУ позволяет производить самые разные детали с очень высокой точностью

Формы, использующиеся для производства различных деталей

И один из результатов производства. В этих детальках легко узнаются заготовки, которые в будущем станут иглодержателями ММ-головок звукоснимателя

Модельный ряд Ortofon можно условно разделить на два направления: головки звукоснимателя для диджеев и головки для обычного проигрывания пластинок. Диджейские картриджи (12 моделей, не считая модификаций) в компании считают важным направлением, что не удивительно: Ortofon — один из лидеров этого рынка.

Hi-Fi-направление представлено не только головками: есть еще сменные иглы для MM-головок, тонармы, повышающие трансформаторы, кабели и аксессуары. Головок в каталоге — 37 моделей. В большинстве своем MM и MC типы представлены не единичными моделями, а линейками. Обычно в линейках по 5 головок, четко различающихся по параметрам или отдельным деталям конструкции. Цены на головки внутри семейств также могут значительно разниться.

Большой каталог головок — это логично, ведь для разных систем и даже под разные типы пластинок желательно использовать разные головки, одним картриджем на все случаи жизни не обойтись. В ассортименте Ortofon есть, как было сказано выше, и MM-, и MC-головки,— дешевые и дорогие, для современных стереопластинок, для раннего стерео и даже для монозаписей или шеллака. Инженеры стараются обращать внимание на все тонкости, включая то, какие пластинки издаются сейчас. А нюансов здесь хватает, начиная от жанров и стилей, которых раньше и не было, и заканчивая тем, что индустрия производства дисков испытывает трудности по причине износа оборудования и недостатка специалистов, что сказывается на качестве изданий.

Сохранившиеся таблички со старых производственных зданий Ortofon. По названиям можно примерно установить и их возраст

Небольшой музейный стенд — различные артефакты прошлых лет, в первую очередь — головки, а также фотографии и награды

Редкие ранние MC моноголовки, выпускавшиеся еще до появления линейки SPU

Модель из середины 60-х годов, серия S 15, частично построенная на конструкции SPU

А это уже не совсем Ortofon, что видно по маркировке, — есть у компании и опыт производства на заказ

Когда на виниле вышло переиздание The Beatles in Mono, компания Ortofon по этому поводу выпустила монофоническую ММ-головку 2M Mono Special Edition

Чемодан. Зачем и почему в музее оказался чемодан? Никто не помнит, но все же он продолжает храниться в музее...

И напоследок небольшое видео о заводе Ortofon, которое компания сняла в честь своего 95-летнего юбилея в прошлом году (перевод российского дистрибьютора, компании «Overton»):

История, теория и технологии — это только предыстория, а непосредственно о производстве головок звукоснимателя я расскажу во второй части репортажа, которая выйдет через неделю.

Репортаж с фабрики Ortofon
Производство, от деталей до упаковки и сопутствующая философия (часть 2),
статья.
Журнал "Stereo & Video"

Во второй части репортажа из Дании с фабрики Ortofon рассказ пойдет о специфике производства. Здесь важно понимать: Ortofon — это не сборочная фирма, что нередко видишь на других заводах. Процент того, что компания делает самостоятельно, очень существенен. Поэтому советую вам не только читать, но и тщательно рассматривать фотографии — на них можно многое увидеть.

Основной офис и производство находятся в городке Наксков (Nakskov) на юге Дании. Весь штат сотрудников — чуть меньше ста человек. Именно здесь разрабатывают и производят головки звукоснимателей. А тонармы и кабели делают в Японии. Конечно, в составе головки много разных деталей, и часть из них — алмазные иглы (по собственным спецификациям), детали для корпусов и выходные разъемы — делают внешние компании. Это обычная практика, так как для полного цикла нужно задействовать слишком много технологических цепочек. Алмазные иглы и вовсе делают единичные производители и снабжают ими производителей головок по всему миру.

Однако самое важное — иглодержатели с иглой, катушки, установка магнитов и сборка — все это делают на заводе Ortofon. Демпферы и подобные им детали изготавливаются самостоятельно из материалов собственной разработки. Катушки тоже наматывают на заводе, формируют иглодержатели, устанавливают на них иглы. Дальше происходит сборка, проверка и упаковка.

Контроль качества деталей будущих головок и начало сборочного процесса

Многие рабочие места совершенно невозможны без увеличительного оборудования — слишком малы размеры деталей, с которыми приходится работать, а точность требуется очень высокая

Сборка вставок для ММ-головок звукоснимателей

Этот аппарат запрессовывает алмазную иглу в алюминиевый иглодержатель

Еще один цикл обработки иглодержателей. И это как раз один из примеров использования нестандартных станков

Тот же станок, рассмотрим его поближе

Готовый иглодержатель

Этот аппарат работает весьма быстро, но обратить внимание в первую очередь стоит на количество заготовок для иглодержателей в подающем барабане

Так как моделей в каталоге много, их производство построено по очереди в зависимости от того, что и в каких количествах требует рынок. Понятно, что невозможно делать 37 моделей сразу. Ortofon поставляет продукцию более чем в 60 стран и старается, чтобы никаких перебоев в поставках не было. Производственные цепочки построены таким образом, что для изготовления любой модели из каталога требуется пять рабочих дней. Все необходимое всегда должно быть в наличии — от комплектующих до упаковки. Пять дней даже на старшую серию MC-головок. MM-головки делаются еще быстрее — около трех дней.

В компании пристально следят за колебаниями глобального рынка, анализируют не только заказы и продажи, но и динамику реализации винила — доступную статистику по виниловому рынку в разных странах. Увы, не везде есть такая статистика: например, о России мы не знаем практически ничего. Тогда собираются косвенные показатели — хотя бы данные Discogs по вторичным продажам. Понятно, что это не так актуально, как заказы от дистрибьюторов, однако помогает строить долгосрочные прогнозы.

Полусобранные диджейские головки

И их сборка — здесь нет никакой автоматизации, все делается вручную

Изготовление контактных групп для головок

Большая часть изготовления, как это часто бывает с аудиоаппаратурой, находится в женских руках. Считается, что женщины аккуратней и поэтому лучше справляются с работой, где нужна столь высокая точность, а рабочие процессы достаточно монотонны

Корпуса будущих головок 2М серии

Проверка собранных сменных вставок для головок OM серии. Для этой процедуры опять же требуется сильное увеличение, «на глаз» должного результата не добиться

Последний этап — упаковка. На фото пакуются диджейские головки звукоснимателя, на которые приходится значимая доля производства

Производство головок требует необычных станков и механизмов, которые не купить и даже на заказ не так-то просто сделать. Поэтому доля оборудования на фабрике Ortofon — собственной разработки и частично собственного же изготовления. Механика требуется точная, а задачи — нестандартные. Для поддержания всего в должном порядке здесь работает не только штат технических специалистов, но есть даже отдельный цех с обычными станками, на которых производят детали для нестандартных станков. Вся эта техника доступна также и разработчикам, которые используют ее по необходимости, — от простых станков с ручным управлением до 3D-принтера.

Мне показалось любопытным то, как построено тестирование головок в процессе разработки. На производстве есть все необходимое для проектирования, измерений и расчетов. А вот привычной тестовой системы для прослушивания нет. Проигрыватели, понятное дело, на фабрике встречаются, однако используют их не для прослушиваний, а для технического тестирования. Казалось бы, как же так?Ответ простой: образцы разбирают по домам сами инженеры, после их одобрения прототипы раздают для прослушивания более широкому кругу технических специалистов и некоторым дилерам. Так что без внимательнейших прослушиваний, конечно, не обходится, но на начальном этапе разработчики отталкиваются от свойств материалов, математического моделирования и собственного опыта. А потом уже дело доходит до корректировок по итогам прослушиваний.

Сборка MC головок. На производстве этот цех расположен на втором этаже, где атмосфера спокойнее. Жаль только, нет возможности показать один из самых интересных процессов — как мотаются катушки для головок. Видеть я это видел, но заснять процесс не разрешили — слишком многое держат в секрете. Впрочем, это было единственное ограничение за все время визита

На нескольких этапах сборки нужны дополнительные проверки качества

Установка катушек на боровый иглодержатель

Специальный стенд для замеров всех собранных головок

Проигрыватель, на котором проводят тестирование, оснащен тонармом Ortofon и специальным шеллом, на который головки устанавливаются намного быстрее, чем на обычный

Разные проигрыватели на заводе встречаются неоднократно, но используются они не для прослушивания, а для измерений

Ким Петерсен (справа) рассказывает о том, как происходит разработка новых моделей, начиная от идеи и заканчивая готовым серийным продуктом

Новинки компания Ortofon выпускает относительно редко, впрочем, модельный ряд покрывает большинство запросов. Из последних продуктов в первую очередь советую обратить внимание на головку Ortofon Quintet Black S, сменившую модель Quintet Black. Индекс «S» в данном случае указывает на интересную особенность конструкции — иглодержатель головки изготовлен не из бора, а из сапфира. Это прекрасный материал, но производить такие держатели сложно и дорого. Сама по себе технология изготовления сапфировых, рубиновых или алмазных иглодержателей известна давно, и Ortofon уже применял ее ранее. Но в настоящее время такой иглодержатель большая редкость — они используются всего в нескольких моделях старшего ценового диапазона у нескольких производителей. Тем удивительней, что головка Quintet Black S стоит около 1000 Евро, что существенно дешевле аналогов.

Ortofon Quintet Black S

Не менее интересна линейка Ortofon SPU #1 из двух головок с индексами E и S, обозначающими эллиптическую или сферическую заточку иглы соответственно. Это классические головки линейки SPU — низковыходные и низкоподатливые, MC-типа, собранные в шеллах из древесно-смоляного композита. Это самые доступные модели в серии, и тем не менее они обладают всеми признаками этой необычной и культовой линейки.

В 2018 году компания готовится отметить свое 100-летие и обещает выпустить нечто экстраординарное.

Отдельная история — взаимодействие датской и японской компаний, ведь в стране восходящего солнца зарегистрирована именно отдельная фирма Ortofon Japan Co., Ltd. Разделение выглядит следующим образом: головки всех линеек разрабатывают и производят в Дании, а в Японии делают повышающие трансформаторы, кабели и тонармы. И в этом разделении нет ничего удивительного. Японские производители сегодня лидируют в сегменте кабелей и проводников высокого качества, многие компании по всему миру заказывают у них конечную продукцию или исходные материалы. Свои тонармы, и это не секрет, Ortofon разрабатывает при участии Jelco — одного из старейших производителей тонармов. Отмечу, что Jelco производит собственные, хорошо известные аудиофилам, тонармы, однако для Ortofon они выпускают модели, отличающиеся и по конструкции, и по идеологии. Ни о какой перемаркировке речи не идет.

В каталоге японской компании, помимо датских головок, проводов и аксессуаров, представленных во всем мире, есть еще фонокорректоры, усилители и другая техника, которая поставляется не во все страны или вовсе продается только на внутреннем рынке. Так происходит потому, что компоненты производятся в очень небольших количествах, а требования к конструкции и сертификации в странах различаются, и дело не только в разном вольтаже. C точки зрения бизнеса все тоже непросто: у японской и датской компаний могут быть разные локальные дистрибюьторы.

Если говорить о философии разработки, то есть о систематическом подходе компании к тому, что она считает важным и второстепенным в продукте, Ortofon следует отнести к практикам. Инженеры предпочитают не рассматривать эзотерические концепции, а опираются на теории, обоснованные физикой и математикой. Это подтверждается и уже имеющимися продуктами, и тем, что компания придумывает сейчас. Разработчики хотят быть уверены в том, что и сегодня они делают что-то очень хорошее и качественное, но помнят — всегда есть возможность сделать лучше, придумать нечто новое и оригинальное.Напоследок небольшое видео (англоязычное) об истории компании:

 

Подготовлено по материалам журнала "Stereo & Video",
декабрь 2016 г.

 

 

Комментарии

Комментариев пока нет

Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.
Также Вы можете войти через:
При входе и регистрации вы принимаете пользовательское соглашение
Часто ищут
 
 
Предварительные
 
 
Интегральные
 
 
Мощности
 
 
Комплекты акустических систем
 
 
Напольные АС
 
 
Активные акустические системы
 
 
Сабвуферы
 
 
Электростатические акустические системы
 
 
Дипольные акустические системы
 
 
Dolby Atmos, THX, Surround АС
 
 
Саундбары
 
 
Опции, ЗИП для акустических систем
 
 
Комплекты
 
 
Проигрыватели
 
 
Фонокорректоры
 
 
Тонармы
 
 
Головки звукоснимателя
 
 
Иглы для картриджей
 
 
Аксессуары и комплектующие для винила
 
 
Наушники и гарнитуры
 
 
Усилители и ЦАП для наушников
 
 
Аксессуары и комплектующие для наушников
 
 
Усилители, микшеры
 
 
Потолочные и встраиваемые акустические системы
 
 
Подвесные акустические системы
 
 
Корпусные акустические системы
 
 
Звуковые колонны
 
 
Звуковые прожекторы
 
 
Сабвуферы корпусные
 
 
Рупорные громкоговорители
 
 
Всепогодные и влагозащищённые корпусные акустические системы
 
 
Ландшафтные акустические системы
 
 
Кинотеатральные акустические системы