Etymotic - наушники просто легендарны
На счету компании первые в мире «вкладыши», первая «арматура», первая активная система шумоподавления. Не только по времени: качество звучания Etymotic стало нарицательным.
Для многих марка Etymotic (США, Чикаго) стала нарицательным названием любых однодрайверных арматурных наушников: правильный звук с идеальным воспроизведением высоких частот. Эти референсные (с показательно правильным звучанием) аудиосистемы уже 26 лет являются эталоном. Но это — не все.
Фактически, Etimotic подарили миру современную культуру прослушивания музыки без постороннего шума с помощью миниатюрных излучателей, играющих прямо в твоей голове.
Рождение легенды
Название Etymotic Research возникло в 1983 году. Именно тогда начались активные продажи первых слуховых аппаратов — уже электронных. Шумиха вокруг аппаратов подтолкнула создателей компании, Мида Киллиона (Mead Killion) и Эда Девилбисса (Ed DeVilbiss) создать собственную компанию.
На заре своего существования Etymotic занималась теоретическим исследованием слуха и разработкой аппаратов для диагностирования слуха (аудиометрии). То, что сегодня кажется нормой и проводится в каждом кабинете отоларинголога, для середины 80-х стало технологическим прорывом.
Компания быстро получила признание в профессиональной среде, выпустив несколько удачных устройств для простой и эффективной проверки слуха и слуховые протезы собственной разработки.
Главным среди ранних достижений компании стали первые внутриканальные наушники для лабораторных исследований звука. Первая модель под названием ER-1 появилась еще в 1984 году и стала прообразом всех последующих портативных наушников этого класса.
В основу первых моделей Etymotic лег излучатель уравновешенным якорем, пришедший из слуховых аппаратов. То самое, что сегодня называется «арматурой» или арматурным драйвером (динамиком).
Совмещенные с принципиально новыми разработками для качественной изоляции, эти приборы дали рождение новой культуры.
Как Etymotic изменила мир
Идея использовать наработки для массового потребителя пришла инженерам компании не сразу — понадобилось несколько лет, чтобы улучшить музыкальные качества используемых в наушниках драйверов.
И вот в 1991 году Etymotic представила широкой общественности первые в истории внутриканальные портативные наушники для прослушивания музыки — легендарные Etymotic ER-4. Новый форм-фактор получил название «Canalphones», сегодня известный под аббревиатурой IEM — In-ear-monitor.
До Etymotic ER-4 мир довольствовался накладными наушниками разных форм, с самыми странными амбюшурами. И потребительских «арматур», конечно, тоже не было.
Еще одной уникальной особенностью потребительских наушников Etymotic стал съемный кабель (долгое время — собственной конструкции с «защитой от дурака»). Никто до этого не догадался так продлить жизнь аксессуарам.
Тем самым Etymotic изменила аудиотехнику на годы вперед — сегодня IEM стали самым популярным форм-фактором для портативной акустики. И вряд ли это изменится в ближайшее время.
Нестареющая легенда: классическая “арматура” ER-4
Первая модель внутриканальных наушников Etymotic ER-4 была разработана для прослушивания речи, о музыке разговора не шло. Но задача не долго была слишком сложной: буквально через пару лет первоначальная версия получила индекс B от слова binaural.
Эталоном модельного ряда стали ER-4S (Stereo). Наушники оказались требовательны к источнику, требуя серьезной мощности. Потребности рынка в портативных наушниках реализовались в ER-4P («portable») с более мягким звуком и пониженным импедансом.
Впрочем, заботясь о своих покупателях, компания предложила простой переходник, превращающий P с упрощенным звучанием в полновесные студийные мониторы с индексом S.
Эта линейка отличалась, и отличается до сих пор достаточно высокой стоимостью. Но это редкий случай, когда цена действительно оправдана.
Съемный кабель с разъемом собственной разработки достаточно долго был уникален для карманных наушников, и позволяет пользоваться наушниками не один год.
Звучание ER-4 и сегодня — эталон для всех производителей. Высокие частоты идеальны, и ни одна динамическая модель не может реализовать настолько чистые, правильные верха и при этом — столь детализированные низкие частоты без провалов по середине.
Звук Etymotic ER-4 не для бассхедов — но более точных, ярких низких частот не встретить.
Других однодрайверных арматурных наушников с таким звучанием не получилось ни у кого: амплитудно-частотная характеристика модели приближается к идеальной прямой на всем диапазоне.
Etymotic: простота, качество, удобство
Фирменный стиль Etymotic остался узнаваем до сих пор: миниатюрный корпус, съемный кабель, широкий набор насадок, сменные фильтры звуковода и уникальная посадка.
Это единственные наушники, которые нужно не просто вставлять в ушной канал, а буквально вкручивать по специальной технологии. Только так (желательно с фирменными трехфланцевыми насадками – елочками”) они обеспечивают максимальное качество звучания.
Скажете, неудобно? Но качество требует жертв — этот способ пришел из аудиометрии. Пока ни один конкурирующий бренд не предложил альтернативы, способной обеспечить ту же идеально ровную амплитудно-частотную характеристику Etymotic ER-4.
В их основе, как и в большинстве других наушников компании лежит арматурный драйвер собственной разработки.
Его дополняет изящная и невероятно простая (конечно, запатентованная) схема, с помощью которой производитель регулирует выходные характеристики той или иной модели. Пара резисторов, конденсатор для некоторых модификаций — вот и все. И каждый раз — уникальный, собственный звук.
Такого красивого инженерного решения для полного изменения характера звучания, как в линейке Etymotic, нет ни у кого в мире.
От науки до мейнстрима
Как и 25 лет назад, основу продукции Etymotic Research составляют профессиональные акустометрические приборы и электронные слуховые аппараты, из которых на российском рынке доступна модель ER135-QSA-PT.
Она умещаются в одном наушнике, практически полностью повторяя конструкцию профессиональных “затычек” для работы на сцене (ER125-MP9-15) или в помещениях с громкими резкими звуками (ER125-HD15
) из линейки ER125.
Охрана здоровья и человеческого слуха, особенно в экстремальных для него условиях — главная задача компании, которую она воплощает в своих устройства для широких масс.
Сегодня Etymotic продолжает свою линию однодрайверных арматурных наушников. В прошлом году свет увидели 2 новых модели: мониторные ER4SR с классическим звучанием Etymotic и басовитые ER4SR/XR.
Каждый экземпляр поставляется с ручной припиской о том, что оба наушника являют собой идеально подогнанную пару излучателей с минимальными гармоническими искажениями.
Фирменная система звукоизоляции все так же дарит абсолютную “стену” от внешних шумов. С годами она стала только лучше: силиконовые и пенопластовые амбюшуры Etymotic копируются всеми брендами без зазрения совести. Как и модный кевларовый кабель из двух витых жил, обеспечивающая полное отсутствие шумов.
Версия наушников для аудиоинженеров, аудиофилов и прочих профессиональных слушателей получила название ER4 microPro. Отдельная модель — собственные, повышенные условия отбраковки комплектующих и улучшенное звучание.
Требования моды заставили компанию выпустить и собственную модель динамических наушников ER5 (HF5) и ее модификацию для охраны слуха ERHD-5-Safety.
Каждая из них обладает фирменным звуком Etymotic и мощными низкими частотами благодаря серьезно доработанной конструкции диафрагмы с подвижной катушкой из неодима. Следом появились и гарнитуры с пультом управления и микрофоном.
Как Etimotic изменила мою жизнь
Первый раз с продукцией компании мне удалось познакомиться на своей первой (собственно, и последней) студийной записи.
Десять лет назад внутриканальные мониторы Etimotic для музыкантов депрессивного российского региона казались совершенно запредельными.
Звучание ER-4 не поддавалось никакому описанию. «Вот он, идеальный звук!»
Работать с подобной аппаратурой было одно удовольствие: они раскрывали любой инструмент, звучащий в общем миксе на стыке музыкальных жанров.
Полный контроль, идеально детализированное звучание без какой-либо окраски: тот, что есть. А не тот, что навязывает производитель аудиоаппаратуры. Для наушников, предлагающих полную свободу действий — это удивительно.
В дальнейшем Etimotic встречалась в кабинете аудиометрии и обычного отоларинголога поликлиники, в лабораториях и заводских здравпунктах, на концертных выступлениях и корпоративных мероприятиях.
С каждым годом — все чаще. Даже для работы в шумных помещениях — активные беруши знакомого бренда.
Приятно встречать знакомое, и спустя годы слышать то же самое. Неизменное качество Etymotic, детализированное звучание каждой модели и полный контроль над звуком — это ли не лучший подарок меломану?
ОБЗОР ETYMOTIC EVO – ЭТАЛОННЫЙ ЗВУК
Роман Белых
- Введение
- Технические характеристики
- Комплектация
- Внешний вид
- Посадка в ушной раковине
- Про звук
- Впечатления
Введение
В наши края крайне редко попадают дорогие проводные наушники для меломанов. А тем временем, как мне кажется, намечается обратная тенденция, когда любители послушать музыку снова переходят на «провод», так как только он может по-настоящему раскрывать всю суть произведения, передавать тонкости мелодий, настроения и подачи.
Вдоволь наигрался с TWS-наушниками, и меня всерьез заинтересовали качественные проводные динамические и арматурные излучатели.
Не так давно я писал материал о FIIO FD3, от которых получил немало удовольствия.
Сегодня пойдет речь о проводных наушниках легендарной чикагской «аудиологической» компании Etymotic Research, основателями которой были доктор философии Мид Киллион и магистр делового администрирования Эдвин ДеВилбиссом.
Основанная в 1983 году, ER стала заниматься исследованиями человеческого слуха и разработкой устройств для аудиометрии. Имея большой опыт работы с оценкой потери слуха и производства слуховых аппаратов, в 1984 году Etymotic представила миру первые наушники-вкладыши. Впрочем, они использовались в то время исключительно для диагностики человеческого слуха. А годы спустя инженер ER Стив Айзеберг создает первые вкладыши с шумоизоляцией, которые и стали основой для всех последующих наушников такого типа в секторе потребительской электроники.
До сих пор многие специалисты считают наушники Etymotic референсными, то есть с показательно правильным звучанием.
В данном материале проведу тест Evo – первых мульти-драйверных наушников компании Etymotic: три балансных арматурных драйвера с двойным кроссовером для высоких/средних и низких частот. Корпус устройства облачен в сталь, а кабель представляет собой прочную, но тонкую и легкую «паутинку».
На данный момент Etymotic Evo обойдутся меломанам в 40 000 рублей.
Технические характеристики
- Частотный диапазон: 20 Гц — 16 кГц
- Преобразователи: низкочастотный драйвер с двойным уравновешенным якорем, одиночным СЧ/ВЧ уравновешенным якорем
- Импеданс: 47 Ом
- Чувствительность: 1 кГц — 99 дБ SPL при 0,1 В
- Кроссовер: 2-полосный
Комплектация
- Кабель Estron Linum BaX T2
- Алюминиевый чехол
- 2 × двухфланцевый амбушюр размера XS
- 2 × пенный амбушюр
- 2 × двухфланцевый амбушюр размера L
- 4 × двухфланцевый амбушюр размера M
- 2 × двухфланцевый амбушюр размера S
- 2 × трехфланцевый амбушюр размера L
- 2 × трехфланцевый амбушюр размера S
- 2 × сменный акустический фильтр для звуковода
- Инструмент для замены сменных акустических фильтров для звуковода
![](https://mobile-review.com/all/wp-content/uploads/2021/12/foto-7-6.jpg)
Внешний вид
Если вы интересуетесь аудиоустройствами, в частности, наушниками Etymotic, то могли заметить, что Evo были созданы в совершенно непривычном для компании дизайне.
Это легко объясняется наличием нескольких драйверов, которые были помещены инженерами Etymotic в необычный корпус с лазерной гравировкой.
![](https://mobile-review.com/all/wp-content/uploads/2021/12/foto-8-6.jpg)
В отличие от серии ER, где применяли анодированный алюминий, в EVO корпус причудливой конфигурации создавали из нержавеющей стали: металл и смола смешиваются вместе, затем заливаются в металлическую форму определенной структуры, нагреваются и подвергаются давлению для создания геометрически сложных наушников.
![](https://mobile-review.com/all/wp-content/uploads/2021/12/foto-9-7.jpg)
Если приглядеться, то можно заметить, что корпус сделан из нескольких отдельных частей — нижняя, центральная и верхняя. Сборка данной модели – вышка. Впрочем, за 40 000 рублей другого ожидать не стоит.
![](https://mobile-review.com/all/wp-content/uploads/2021/12/foto-10-7.jpg)
В продаже только один цвет – темно-синий. Причем при разном свете они могут быть и синими, и темно-серыми, и даже черными.
Наверное, меломанам абсолютно все равно, какой именно внешний вид у наушников, но устройство выглядит слишком строго, чопорно и скучновато. Вероятно, такие мысли приходят ввиду того, что я тестирую популярные аксессуары, которые различаются между собой разве что цветовыми решениями — и то не всегда.
![](https://mobile-review.com/all/wp-content/uploads/2021/12/foto-11-7.jpg)
Каждый наушник весит около 13 граммов! Ага, представьте себе: почти в три раза больше, чем любые недорогие TWS-затычки. Наушники кажутся массивными, но однозначно внушают доверие. Теоретически, при нападении злоумышленников Etymotic EVO можно использовать как пращу: раскручиваете, отстегиваете провод — и тяжелые металлические наушники летят в недоброжелателя. Ну или как грузила на рыбалке, если вдруг вам не понравится звук. Шутки за 300.
В комплекте с устройством идет кабель Linum BaX T2. Производится датской компанией Estron, которая является лидером рынка в производстве кабелей и коннекторов для наушников. Соответственно, у них есть линейка Linum — кабели для тех, для кого важен каждый миллиметр.
BaX T2 — это очень тонкий и легкий многожильный кабель, способный выдерживать высокие нагрузки на разрыв. Он легко гнется. На ощупь — скользкий, что хорошо: без труда можно спрятать под одеждой, где он не будет мешаться.
У кабеля есть два минуса:
- Его относительно сложно найти в свободной продаже ввиду специфического разъема;
- Как-то хлипковато выглядит Г-образный штекер. Наверное, потому, что используется тонкий кабель.
Как вы уже поняли, в Evo не стандартный MMCX разъем, а проприетарный, но с похожей конструкцией. Он способен вращаться в разъеме на 360 градусов без вреда для коннектора.
Звуковод металлический, относительно длинный, но очень тонкий. Первый раз вижу звуковод такого диаметра. Внутри него помещается фильтр диаметром около 2 мм (в комплекте их два). Под микроскопом можно заметить, что фильтр имеет сеточку.
![](https://mobile-review.com/all/wp-content/uploads/2021/12/mic-2-2.jpg)
Для изъятия фильтра в комплекте идет специальный металлический «бур»: его нужно немного вкрутить в фильтр и вытащить из звуковода. Делать это желательно тогда, когда фильтр забьется пылью, так как «буром» можно повредить сеточку, расположенную на глубине пары миллиметров.
Посадка в ушной раковине
Немного своеобразная форма наушников и длинная трубка звуковода производят странное впечатление. С одной стороны, несколько непривычное ощущение в ушной раковине, с другой – после длительного ношения Etymotic EVO в принципе почти перестаете замечать.
![](https://mobile-review.com/all/wp-content/uploads/2021/12/foto-20-4.jpg)
Здесь главное — правильно подобрать амбушюры. Благо в комплекте их много. Я попробовал все и пришел к выводу, что оптимально использовать пенные. Остальные как будто бы рассчитаны на глубокий слуховой проход.
![](https://mobile-review.com/all/wp-content/uploads/2021/12/foto-21-4.jpg)
Данные наушники подойдут исключительно для комфортного изучения музыки, поскольку на ходу Etymotic EVO могут сидеть не очень уверенно.
![](https://mobile-review.com/all/wp-content/uploads/2021/12/foto-24-3.jpg)
Про звук
Наушники Etymotic EVO оснащены двумя драйверами для низких частот и одним специальным драйвером для средних и высоких частот. Кроме того, здесь применили двойной кроссовер, который используется для разделения звука на частотные диапазоны.
Частотный диапазон — 20 Гц — 16 кГц. Согласитесь, необычно встречать в таких дорогих наушниках ограничения на частоте в 16 кГц. Сопротивление — 47 Ом. Поэтому для прокачки вам понадобится неплохой усилитель.
В качестве эталонного образца звука я использовал нереально крутой музыкальный портативный плеер Cayin N3 Pro с двумя лампами Raytheon JAN6418, с двумя ЦАП AKM AK4493EQ: полностью балансная архитектура, мощность выхода на наушники до 800 мВт, два режима работы — триодный и ультралинейный.
![](https://mobile-review.com/all/wp-content/uploads/2021/12/foto-18-4.jpg)
Далее будет следовать крайне субъективное описание звука, поскольку в таких наушниках, я считаю, происходит некая магия. И ты либо веришь в нее, либо нет.
Это примерно как на выставке импрессионистов: кто-то видит в картинах различные предметы и людей, а кто-то отмечает единую цветовую конструкцию из мазков, пятен и бликов.
То есть меломану приходится определять такие нюансы в мелодии, которые почти невозможно распознать обычному человеку.
- Микродинамика и глубина сцены. На тестовой фонограмме (Alex Rostotsky Trio, Intro, POPE Musik PM1014-2, Boiled Borsht) в звучании контрабаса четко и ясно слышны постукивания пальцев музыканта о гриф . А еще в этой мелодии можно услышать как барабанщик случайно задевает тарелку локтем и тут же ее зажимает. Прекрасная микродинамика.
Сцена здесь ровно такая, как указано в описании к треку: не очень широкая, в самой глубине располагаются барабанная установка и контрабас. - Натуральность в звуковой атаке и фокусировка звуковой сцены по ширине и высоте (Ron Tutt «Improvisation», Sheffild Lab CD-14/20). Игра музыканта по барабанам звучит ярко, упруго, динамично и привлекательно на слух. Если внимательно слушать, то можно заметить даже высоту, на которой расположены хай-хеты справа. В конце мелодии чувствуется, что музыкант играет уже на дальних барабанах, находящихся слева внизу.
- Тембр и баланс звучания (Mighty Sam McClain «Give It Up To Love» Audioquest, XRCD, «Got To Have Your Love”). Вокал звучит мягко и полновесно, со неплохим содержанием низких составляющих. Рояль (на виртуальной звуковой карте расположен слева) воспринимается наполненным — ярко, с атакой. Гитара выступает в качестве аккомпанемента. Находится на втором плане. Звучание всех инструментов натуральное. Ни один из инструментов не выделяется среди остальных.
- Линейность звукового тракта по уровню громкости, его макродинамика и способность к передаче полифонического звукового образа (A.Schnitke, “Childhood”, Gorenstein/R.S.O., POPEMusik, PM 1007-2 1996 «GogolSuite»). Мелодия поражает микродинамикой: слышны придыхания музыкантов, касания струн, листания страниц партитуры, особенно в первой части. Минус в том, что пиццикато в первой части слышно плохо, но разборчиво. Присутствует динамика, энергия. Вы четко понимаете уровни подъема громкости звучания инструментов. Все музыкальные инструменты различимы.
Общие впечатления:
- Звуковая виртуальная сцена. Она довольно широкая по горизонтали, чуть меньше по вертикали.
- Басы. Они воздушные и мягкие, хорошо передают детализацию. Но для человека, который привык к слегка искаженным басам в более доступных наушниках, вероятно, в Etymotic EVO их будет не хватать, несмотря на наличие двух драйверов.
- Средние частоты. Думаю, это самая сильная сторона данных наушников. Великолепная четкость, прозрачность, текстура. Звучат энергично и насыщенно.
- Высокие частоты. Вообще никаких нареканий. Главное, что они не перебивают средние частоты.
![](https://mobile-review.com/all/wp-content/uploads/2021/12/foto-19-3.jpg)
Основная вещь, которую необходимо держать в голове: Etymotic EVO будут звучать максимально чисто и натурально, вероятно, с небольшим ростом АЧХ в диапазоне 1 кГц – 3 кГц.
![](https://mobile-review.com/all/wp-content/uploads/2021/12/102-4.jpg)
Собственно, картинка ниже это подтверждает. Другой вопрос, что измерения были сделаны не в ушной раковине, поэтому значения слегка гиперболизированы.
Впечатления
На тестирование наушников Etymotic EVO ушло достаточно много времени, поскольку устройство дорогое, необычное, специфическое и в какой-то мере уникальное для меломанов: Etymotic, которые создали многодрайверный аксессуар.
Как я уже говорил ранее, звук в таких наушниках описывать словами очень сложно. Тем не менее, я попытался это сделать.
Минус: проприетарный разъем для кабеля.
Плюсы:
- Качественные материалы;
- Качественная сборка;
- Тонкий, легкий, прочный кабель из комплекта;
- Хорошие басы.
Впечатления сугубо положительные. Если вам будут нужны арматуры для прослушивания музыки, как в оригинале, то Etymotic EVO, вероятно, вам понравятся. А еще, как вариант, — использовать их в качестве референса, ибо настроены они очень и очень точно. Подойдут абсолютно для любого жанра музыки. Главное — запастись качественным ЦАПом и мощным усилителем.
![](https://mobile-review.com/all/wp-content/uploads/2021/12/foto-17-4.jpg)
Комментариев пока нет