AudioVector R11 Arrete Напольная акустическая система
Оле Клифот давно вынашивал планы создать референсную акустическую систему исключительно для нужд своей компании. Понятно желание иметь под рукой эталонный компонент, чтобы с его помощью градуировать шкалу качества — в первую очередь качества звучания, но также качества исполнения продуктов в целом. Так появился флагман R11 Arrete.
Несмотря на свою недолгую историю, колонки успели завоевать признание как профессионалов и любителей аудио (в прошлом году в Мюнхене они получили приз «Лучший звук»), так и музыкантов и инженеров звукозаписи — музыкальный совет Королевской Датской консерватории по результатам тестов и сравнений решил, что Audiovector R11 Arrete лучше всего подойдут для контроля записей.
Audiovector не ставила перед собой задачу создать продукт для потребительского рынка, подобно тому как KEF не собиралась выпускать на волю свою Blade. Однако датская компания изменила решение, и акустическая система пошла в серию.
Конечно, серия — громко сказано. Audiovector R11 Arrete — модельface.png малотиражная, что понятно с учетом класса и стоимости: во всем мире владельцев этих колонок можно пересчитать по пальцам, и среди них есть один россиянин. Итог тридцатилетнего пути в аудиоиндустрии — такими словами Оле Клифот характеризует флагмана своей компании. Все компромиссы были отринуты: возможности
конструкторов ограничивались лишь смелым воображением (которое всячески поощрялось) и законами физики. Конечно, определенные ограничения налагала и принятая общая конструктивная схема, ведь сам принцип многополосной фазоинверторной акустики на основе электродинамических
преобразователей в известной мере компромиссен. Время от времени по разным поводам Audiovector напоминает потребителям о концепции индивидуального поэтапного апгрейда IUC (Individual Upgrade Concept). Надо думать, R11 выпадает из нее: пытаться модернизировать, повышать класс по-настоящему бескомпромиссного компонента стоимостью несколько миллионов рублей — все равно что строить избушку на макушке Эвереста.
Принципиальная конструкция R11 Arrete — классической трехполосной фазоинверторной акустической системы — мало что сообщает о продукте: суть в уровне воплощения идеи, в деталях и подробностях. Среди использованных здесь материалов упоминаются титан и алюминий. Вместе с тем компания не сообщает, что именно изготовлено из титана, а что из алюминия.
На толстой металлической панели, занимающей часть фронтальной панели АС, разместились два объединенных цельной лицевой металлической накладкой твитера Avantgarde (излучатель Хейла, работает с частотами выше 2,8 кГц), два 135-мм НЧ/СЧ-драйвера и два порта фазоинвертора. Задняя массивная полукруглая металлическая решетка мощным забралом закрывает батарею из восьми 110-мм басовых драйверов, которые работают на порт фазоинвертора в нижнем торце колонки; решетка, конечно же, несъемная.
По эффективности октет вуферов эквивалентен одному 40-см динамику (каких габаритов акустическое оформление потребовалось для такого «лопуха»?). Басовикам отдана полоса ниже 90 Гц, или, другими словами, только средний и низкий бас. Надо думать, за этим стоит не простое ограничение полномочий, а узкая частотная специализация, конвертирующая малую ширину полосы в отличное качество звучания.
Реализованная в мидбасовых и басовых динамиках технология Audiovector LCC (Low Compression Concept) подразумевает наличие у драйверов оптимизированного шасси без воздушных ловушек — шасси снижает компрессию и ранние отражения и позволяет существенно уменьшитькласса и стоимости: во всем мире владельцев этих колонок можно пересчитать по пальцам, и среди них есть один россиянин.
Итог тридцатилетнего пути в аудиоиндустрии — такими словами Оле Клифот характеризует флагмана своей компании. Все компромиссы были отринуты: возможности конструкторов ограничивались лишь смелым воображением (которое всячески поощрялось) и законами физики. Конечно, определенные ограничения налагала и принятая общая конструктивная схема, ведь сам принцип многополосной фазоинверторной акустики на основе электродинамических преобразователей в известной мере компромиссен.
Время от времени по разным поводам Audiovector напоминает потребителям о концепции индивидуального поэтапного апгрейда IUC (Individual Upgrade Concept). Надо думать, R11 выпадает из нее: пытаться модернизировать, повышать класс по-настоящему бескомпромиссного компонента стоимостью несколько миллионов рублей — все равно что строить избушку на макушке Эвереста. Принципиальная конструкция R11 Arrete — классической трехполосной фазоинверторной акустической системы — мало что сообщает о продукте: суть в уровне воплощения идеи, в деталях и подробностях.
Среди использованных здесь материалов упоминаются титан и алюминий. Вместе с тем компания не сообщает, что именно изготовлено из титана, а что из алюминия. На толстой металлической панели, занимающей часть фронтальной панели АС, разместились два объединенных цельной лицевой металлической накладкой твитера Avantgarde (излучатель Хейла, работает с частотами выше 2,8 кГц), два 135-мм НЧ/СЧ-драйвера и два порта фазоинвертора. Задняя массивная полукруглая металлическая решетка мощным забралом закрывает батарею из восьми 110-мм басовых драйверов, которые работают на порт фазоинвертора в нижнем торце колонки; решетка, конечно же, несъемная.
По эффективности октет вуферов эквивалентен одному 40-см динамику (каких габаритов акустическое оформление потребовалось для такого «лопуха»?). Басовикам отдана полоса ниже 90 Гц, или, другими словами, только средний и низкий бас. Надо думать, за этим стоит не простое ограничение полномочий, а узкая частотная специализация, конвертирующая малую ширину полосы в отличное качество звучания.
Реализованная в мидбасовых и басовых динамиках технология Audiovector LCC (Low Compression Concept) подразумевает наличие у драйверов оптимизированного шасси без воздушных ловушек — шасси снижает компрессию и ранние отражения и позволяет существенно уменьшить искажения, особенно на высоких уров нях звукового давления.
Мембраны мидбасовых динамиков имеют сэндвичевую структуру: два конуса — один из углеволокна, другой из нитей номекса(кевлара) — надежно соединены между собой адгезивным веществом с очень низкой плотностью. В рамках фирменной концепции SEC (Soundstage Enhancement Concept, используется с 1996 года) над вуферами под одной решеткой с ними устроен канал для выхода тылового из лучения твитеров.
Как известно, более тесное взаимодействие музыкальной ВЧ-составляющей с комнатой помогает создать иллюзию естественного акустического пространства и усилить эффект присутствия. Речь идет именно о высоких частотах по причине объективно присущей им острой направленности; с СЧ и НЧ этой проблемы не возникает. Интересные аналогичные решения предлагает еще ряд компаний: Mordaunt-Short (технология ATT), Mirage (OmniGuide), ELAC (4Pi).
В соответствии с SEC твитеры Avantgarde функционируют как бы в дипольном режиме; волна от тыльных поверхностей мембран (в противофазе к фронтальной волне), проникая в канал со сложной геометрией стенок и многократно и хаотически меняя направление, генерирует диффузное тыловое ВЧ-поле. Актуальность данного подхода обусловлена такжеback.png использованием в R11 Arrete планарных ВЧ-излучателей, обладающих более острой направленностью по сравнению с купольными твитерами.
Ниже впечатляющего басового «расчета» в полукруглой металлической нише расположена контактная группа из трех пар высококачественных разъемов. Опорой башне служит подставка оригинальной ажурной складчатой формы — подобные можно видеть у моделей старших серий Audiovector. Корпус R11 Arrete изготовлен из материала NRFB (Non Resonant Fiberboard) — он отличается от HDF (High Density Fiberboard) более высоким соотношением древесной массы и клея и, соответственно, лучшими механоакустическими свойствами.
Отделаны кабинеты древесным шпоном, а идеальная зеркальная полировка достигнута нанесением двенадцати слоевлака. По желанию клиента модель может декорироваться любым способом и лаком любого цвета, что вполне естественно, ведь эти колонки — не только аудиокомпонент топ-уровня, но и предмет роскоши.
Технология DFF (Dynamic Feed Forward) направлена на снижение потерь в кроссовере. Для восстановления оригинальной кристаллической структуры (NCS, Natural Crystal Structure)важнейшие медные токопроводящие элементы АС (в том числе кабели) прошли криогенную обработку при температуре –238 °С, близкой к абсолютную нулю.
Согласно фирменному принципу Asymmetric Cabling «плюсовой» и «минусовой» сигналы передаются по кабелям разной толщины: «плюсовой» кабель толще (иногда вдвое), причем этот сигнал поступает непосредственно на соответствующую клемму излучателя, а отрицательный — на кроссовер. Почему так сделано? «Because this improves sound quality. A real strict engineer would of course deny this, but for us, folks with real ears it is a huge benefit» — таков был ответ Оле Клифота.
Пусть каждый решает, убедил его ответ «folks with real ears» или нет. В официальных материалах Audiovector говорится о биполярной конфигурации R11 Arrete. Однако (позволю себе иную трактовку) колонка, в сущности, не является биполярной, поскольку соответствующий принцип предполагает наличие раздельных и разнонаправленных симметричных систем, излучающих в фазе весь или, по крайней мере, бoльшую часть частотного диапазона (СЧ и ВЧ).
А здесь предусмотрен только отдельный басовый тыловой массив — это делают многие компании, не называя свою акустику биполярной. О заднем расположениилинейки вуферов говорить не приходится, поскольку генерируемое ими звучание принципиально ненаправленное. Audiovector традиционно предоставляет довольно скудную информацию о своей продукции.
Ключ к этому, возможно, дает высказывание Оле Клифота: «Мы всегда сохраняли верность одному важному принципу: самому внимательному и критическому прослушиванию наших акустических систем». «Listening, listening, listening», — настаивает глава Audiovector. Любопытна следующая графа спецификации R11 Arrete: «Power Handling — Enough». Сначала я воспринял увиденное как своеобразный юмор Клифота, который на большинстве фотографий чуть лукаво улыбается.
В вольном переводе это «enough» могло бы означать «будет тебе забивать голову цифрами — лучше присядь и музыку послушай». Не следует, однако, придавать слишком большое значение словам и улыбкам, пусть даже Оле Клифота, да и место ли юмору в сухом жанре спецификаций?
По опыту я знаю, что все продукты Audiovector имеют глубоко и всесторонне проработанную конструкцию. Такова многолетняя установка компании и — шире — датской школы аудио, которую Audiovector представляет более трех десятилетий. По правде сказать, я не слышал о датчанах, которые пускали что бы то ни было на самотек. Стоит снова обратить внимание на технические характеристики R11 Arrete, например на строку «Accuracy», где приведены такие данные: 90—45 000 Гц (±0, дБ).
Акустические системы Audiovector R11 Arrete
Частотный диапазон, Гц - 20—50 000
Частотный диапазон (±0,7 дБ), Гц - 90—45 000
Чувствительность, дБ (Вт/м) - 91,5)
Частоты кроссовера, Гц - 90, 2800
Я испытываю полное доверие к завидному показателю неравномерности на широчайшем частотном пространстве — шутка ли сказать, ±0,7 дБ на протяжении почти девяти октав! При всей своей немногословности Audiovector слов на ветер не бросает. Вот важнейший фактор, определяющий редкий тональный нейтралитет звучания R11 Arrete!
Безоговорочно глубокий нижний регистр отменного качества и ничем не ограниченный динамический диапазон, прежде всего в области макродинамики, — те свойства, за которые производители акустических систем всегда просят весьма большие деньги. Оба достоинства есть в арсенале Audiovector R11 Arrete. Сами эти понятия — глубокий бас и неограниченная динамика — подчеркивают в нашем сознании в первую очередь (а для когото и исключительно) количественный аспект: количество герц, децибелов.
В данном случае крайне важно сказать и о на редкость незаурядном качестве того и другого. Вряд ли нужно говорить здесь, что комната прослушивания в принципе оказывает очень большое влияние на звуковой результат. Однако в отношении R11 Arrete важность указанного фактора особенно велика. Нечего и думать размещать эти АС, руководствуясь лишь эстетическими (интерьерными) представлениями.
И хотя неординарная внешность колонок может подвигнуть на подобное решение, они в таком случае не проявят своих возможностей в полной мере. В идеальном варианте комната должна создаваться специально для аудиосистемы с этой акустикой. С одной стороны, помещение не должно быть очень звонким во избежание избытка и подчеркивания высоких, которые преподносятся парой твитеров Avantgarde с безупречной артикуляцией и гибкостью.
C другой стороны, оно не должно быть глухим — не только из обычных соображений (звучание в таком помещении неживое), но и с учетом специфики технологии SEC, то есть комната должна отрабатывать хаотические отражения звука, формируемого соответствующим портом позади твитеров. Речь идет не том, чтобы просто избежать крайностей, а о необходимости тонко балансировать акустическую атмосферу.
Разумно будет, во-первых, не нацеливать оси твитеров на слушателя, а развернуть колонки либо в сторону боковых стен (тогда усиливается отраженное боковое поле), либо, напротив, внутрь (следствием чего станет потенциальное увеличение зоны оптимального стереоэффекта и тонального баланса, что критично, имея в виду обычно более острую направленность планарных высокочастотников).
Вовторых, в зоне первых отражений желательно предусмотреть поглощающие/ рассеивающие элементы акустической обработки. Гладкие стеклянные поверхности — незанавешенные большие окна, застекленные картины — лучше исключить. Надо помнить также о том, что характер восприятия высоких заметно меняется, когда поднимаешься со стула и голова оказывает ближе к уровню твитеров.
В случае создания комнаты специально для R11 Arrete стоит рассмотреть вариант расположения акустики и слушательского места амфитеатром (АС установлены несколько ниже слушателя). Конечно, помещение потребуется очень большое.
Во время тестового прослушивания нам удалось добиться безупречно корректной передачи нижнего регистра при воспроизведении разной музыки, однако, поскольку колонки при этом оказались довольно близко, не лучшим образом изображался рисунок музыкальной сцены — панорама членилась и временами утрачивала связность. Важно подчеркнуть, что речь идет не о недостатках громкоговорителей, а о необходимости предусмотреть для этого аудиобриллианта подобающего уровня акустическую оправу.
[От частного к общему]
Обычно во время тестового прослушивания восприятие сначала фокусируется на внешних, общих атрибутах звука — тональном колорите в целом, мелодическом рисунке, агогике и т. д., а позже постепенно соскальзывает вглубь, к более сложно организованным структурам. Флагман Audiovector довольно быстро переводит твое внимание на глубинные слои звучания и нетривиальные смыслы музыки, его звучанию свойственен превосходный колористический и тембровый баланс. Просто оно отличается безупречной тональной организацией…
Все сказанное выше должно иллюстрировать то, насколько непросто это «просто». Мне представляется совершенно естественным упомянутое в самом начале обзора решение Королевской Датской консерватории доверить R11 Arrete контроль записей, сделанных в консерваторских залах. Одна знаменитая компания, тоже датская, утверждает, что «датчане не лгут».
Как не согласиться сейчас с этим утверждением! Колонки не обманут, им можно доверять, в том числе на самом высоком, консерваторском уровне. Audiovector разрабатывает звуковую истину не на полях акустической экзотики (такие попытки других фирм, к слову, приносят интересные плоды), а на классической конструктивной стезе, которая предполагает сбалансированный объективный и субъективный контроль за звуковым результатом без уклона в одну или другую сторону. R11 Arrete — впечатляющее достижение на этом пути.
Басовикам отдана полоса ниже 90 Гц, то есть только средний и низкий бас. Надо думать, за этим стоит не ограничение полномочий, а узкая частотная специализация, конвертирующая малую ширину полосы в отличное качество звучания.
Вывод:
С учетом очень высокой стоимости у Audiovector R11 Arrete немало достойных соперников. Вместе с тем существует крайне мало компонентов, которые бы могли на равных спорить с этой моделью по таким категориям, как глубина и превосходная структурированность нижнего регистра, раскрепощенная динамика и идеальный тональный баланс. Еще меньше среди них тех, кто обладает всеми указанными чертами.
Материал: Артем Аватинян
Источник: Журнал АудиоМагазин 3 2012
Комментариев пока нет